Критерии культуры речи


Речевая культура личности, по мнению Ю.В. Рождественского, – это отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование литературной классики и следование нормам
литературного языка [1].  Высокий уровень речевой культуры предполагает высокую общую культуру личности, культуру мышления и сознательную тягу к совершенствованию своего языка.

Отрицательное впечатление производят быстрый темп речи, монотонность, недостаток словарного запаса, употребление слов-паразитов, вульгаризмов и других слов, отвергаемых современным литературным языком.

К хорошей речи предъявляется множество требований. Е.А. Юнина[2] выделяет следующие критерии культуры речи:

1) правильность речи (владение нормами литературного языка – орфографическими, грамматическими, логическими и стилистическими);

2) выразительность речи (осуществление воздействия на эмоции и чувства);

3) ясность (обеспечение понимания сказанного);

4) точность  (использование слов в полном соответствии с их языковым значением);

5) краткость (отбор таких языковых средств, которые были бы направлены на выражение главной мысли, тезиса, умение говорить по существу);

6) уместность (организация языковых средств, которые обеспечивают соответствие речи целям и условиям общения).

 


[1]  Рождественский, Ю.В. Общая филология. М., 1996. С. 14.

[2]  Юнина Е.А. Педагогическая риторика. Учебное пособие. – Пермь, 1995. С. 81


Комментарии:

Комментарии (3) на “Критерии культуры речи”

  • Данный текст составлен на основе моей дипломной работы на тему «Специфика формирования речевой культуры у телеведущего».
    Разрешено копирование и свободное распространение всех материалов блога при условии ссылки на источник.
    С уважением, Екатерина Ефимова

Оставить комментарий

Счетчики
Besucherzahler Pretty single Russian women and Ukrainian girls
счетчик посещений
Счетчик тИЦ и PR
Яндекс.Метрика
Присоединяйтесь к нам
Подпишись на мой блог

Enter your email address:

Delivered by FeedBurner

Лучшие курсы